Автомобильные производители выступили с инициативой о прекращении импорта иностранных машин для частных лиц
Автопроизводители России требуют пересмотра ставок утилизационного сбора
С намерением остановить "серый" импорт автомобилей Объединение автопроизводителей России (ОАР) направило официальное письмо в Министерство промышленности и торговли с просьбой пересмотреть методику расчета утилизационного сбора. В организацию входят такие производители, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и КАМАЗ.
По информации агентства Интерфакс, ОАР направило заявление главе Минпромторга Алиханову о том, что текущая методология, соблюдаемая по постановлению правительства от декабря 2013 года, нуждается в обновлении. Автопроизводители предлагают привязать сбор к мощности двигателя, а не к его рабочему объему, поскольку в современном автопроме наблюдается рост мощных турбомоторов с малым объемом.
По мнению представительных членов ОАР, из-за существующих норм одно и то же значение утилизационного сбора применимо к автомобилям, которые значительно отличаются по стоимости. Например, бюджетный седан Changan Alsvin, стоимость которого 1,85 млн рублей и объем двигателя 1,48 л, облагается утилизационным сбором в размере 677,4 тыс. рублей, аналогичную сумму уплачивает и владелец BMW X3 с ценой 8 млн рублей.
Существующий механизм льготного утилизационного сбора для физических лиц вызывает опасения у автопроизводителей. На сегодняшний день ставка сбора для лиц, импортирующих автомобили для личного пользования, составляет 3400 рублей для авто до трех лет и 5200 рублей для автомобилей старше трех лет. Исключение составляют автомобили с моторами более трех литров.
За последние годы льготы способствовали росту "серого" импорта. В 2024 году доля таких машин в общем объеме импорта составляла 1-50%, в то время как с 2025 года она может возрасти до 50-70%. Сложившаяся ситуация приводит к увеличению ввоза иномарок без гарантии и условий для их обслуживания, а федеральный бюджет теряет миллиарды рублей из-за обхода высоких ставок, установленных для юридических лиц.