Инновации внедрения беспилотного транспорта в России
Пока обсуждения между властями России касаются правовых аспектов использования беспилотного транспорта, технологии продолжают развиваться в этом направлении. Напоминаем, что на трассе М-11 уже запущена коммерческая эксплуатация беспилотных грузовиков, а также начались испытания беспилотных такси от компании Navio, раньше известной как «Сберавтотех». На днях компания представила новую технологию – фотореалистичный симулятор NavioSim. О чем он и какую роль сыграет в развитии автономного транспорта?
Современная архитектура беспилотных автомобилей основывается на нескольких принципах: восприятии окружающего мира (камеры, радары и лидары), навигационных системах (карты и геопозиционирование), а также управлении транспортным средством. Наиболее сложным процессом является создание программного обеспечения. Большая часть алгоритмов разрабатывается в ручном режиме, что затрудняет детализацию сценариев на дороге, что известно как «длинный хвост».
Для решения данной проблемы к процессу подключился Navio с генеративным искусственным интеллектом GenAI, использующим VLA-модели (Vision-Language-Action) для интеграции восприятия, прогнозирования и принятия решений в единую систему. Несмотря на проведенные испытания на миллионах километров, оставшиеся пробелы в дорожных сценариях требуют более точного подхода к обучению ИИ.
Фотореалистичный симулятор NavioSim, созданный для воспроизведения различных дорожных ситуаций, будет способен доносить нужные условия для полнофункционального тестирования. Одним из ключевых преимуществ является высокая детализация, сопоставимая с видеорегистрацией, а также возможность создания множественных сценариев с учетом различных локаций, временных и погодных условий. Это ускоряет разработку и подразумевает улучшение уровня предсказуемости и безопасности работы систем.
Доступные уровни тестирования предоставляют пользователю три конкретных направления: SIL (Software-in-the-Loop) для быстрой проверки алгоритмов, HIL (Hardware-in-the-Loop) для нахождения проблем на стыке программного и аппаратного обеспечения и VIL (Vehicle-in-the-Loop) для моделирования сложных сценариев, которые сложно воспроизвести в реальных условиях.
Сценарии могут быть созданы как на основе реальных записей, так и с помощью графических редакторов. Ожидается, что внедрение новых технологий, таких как улучшенные системы очистки камер на беспилотных автомобилях, в будущем лишь выйдет на более качественный уровень и повысит надежность транспортных решений.