Правительственная политика в отношении электромобилей вызывает вопросы

Сложная ситуация с электромобилями в нашей стране продолжает оставаться актуальной. В условиях постоянно меняющихся постановлений, которые то поддерживают, то ограничивают популярность «зеленых» автомобилей, правительство вряд ли сможет достичь однозначного результата. С начала 2023 года утилизационный сбор на электрокары увеличился в 20 раз — с 32 600 до 667 400 рублей. Это, безусловно, отразилось на уровне продаж, которые с января по март сократились на 50%, с 3844 до 1854 экземпляров. Во втором квартале итог улучшился с 2546 продажами, а в третьем квартале касаемо рынка электромобилей показатели возросли до 3586. Остается открытым вопрос, что ждет сектор в будущем. С начала второго квартала наблюдается определенная стабильность в продажах. За апрель было реализовано 795 машин, в мае — 786, а в июне — 965. В июле и августе число продаж составило 1257 и 1082 соответственно, а сентябрь завершился с 1247 электромобилями на счету. На фоне этого, количество поставок электрокаров 2025 года производств росло — от 196 в апреле до 597 в сентябре. Несмотря на возможное повышение утилизационного сбора с 1 ноября, неудивительно, если спрос останется на уровне 1000-1200 единиц в месяц до начала следующего лета. Не исключено, что новое регулирование станет преградой для импорта автомобилей, так как большинство зарегистрированных электромобилей в этом году имеют мощность более 80 «лошадей», что лишит покупателей льгот. В третьем квартале лидирующую позицию на рынке продолжает удерживать марка Zeekr, продажи которой составили 891 машину, что отражает общий уровень спроса. На модели 001 пришлись 449 продаж, тогда как другие модели зафиксировали меньшее количество. Однако доля Zeekr на рынке уменьшается: с 38% в четвертом квартале 2024 года до 25% в третьем квартале 2023 года. Завод «Москвич» смог продать 430 машин модели 3е, при этом большая часть реализации пришлась на юридических лиц. В свою очередь, Evolute зафиксировала 539 проданных электрокаров. Вторая по популярности модель 3е после Zeekr 009, проданная в количестве 430 единиц, уступает популярности модели i-Pro от Evolute — 363 машины. Amberauto с моделью А5 смогла реализовать скромные 277 подделок. Модель Ora не вызывала интереса у российских клиентов с 50 экзemplarами, а Avatr продемонстрировал лучшее начало с 263 проданными автомобилями. BYD тоже показал неплохие результаты, продав 258 машин, однако для большинства остальных участников сегмента результаты остаются невысокими. В целом, ситуация по-прежнему остается трудной, и вряд ли стоит ожидать резких изменений. Однако начинают появляться новинки, такие как Eonyx М2, который уже нашел своих покупателей, что внушает надежды. Будущее продаж электромобилей остается под вопросом. Учитывая новые правила утилизационного сбора, согласны ли вы, что на рынке сложится благоприятная обстановка для электромобилей?