Совещание с Лукашенко: будущее белорусского электромобиля под вопросом

Совещание президента Беларуси Александра Лукашенко с представителями Национальной академии наук (НАН) стало причиной неожиданной комичной ситуации. В ходе обсуждения глава государства вспомнил о проекте белорусского электромобиля Belgee EX50, который разрабатывался НАН, и поинтересовался о его текущем состоянии. Ученые, в свою очередь, начали оправдываться, отметив, что прототипы были созданы на базе Geely Coolray, прошли испытания, однако запуск электромобиля в серийное производство оказался невозможным из-за недостаточной квалификации отечественных предприятий для массового выпуска необходимых компонентов. К разговору подключился Владимир Караник, глава НАН, который резюмировал ситуацию наиболее ёмко: «Александр Григорьевич, прототипы есть, они существуют. [...] Просто внешне это Coolray, а по стоимости они сопоставимы с Rolls-Royce и, к тому же, показывают характеристики, напоминающие Жигули». Данный эпизод позже демонстрировался на белорусском телевидении. Важно отметить, что инициатива по созданию национального электромобиля в Беларуси получила развитие на протяжении почти десяти лет. В проекте были задействованы различные предприятия, включая завод «Могилевлифтмаш», который разработал и изготовил тяговый электромотор. Однако в начале 2025 года стало известно, что проект закроют из-за слишком высоких предварительных оценок себестоимости, предполагающей невозможность конкурентоспособного производства даже мелкими партиями.